Первое слово… Каждая мама надеется, что первым словом малыша будет слово «мама». Зачастую этого не происходит, да и «поймать» его не всегда получается, выделить его из лепета и понять что оно значит. Первое детское «дай», это не просто подлежащее и сказуемое, а целая эмоциональная фраза, которую можно перевести на язык взрослых где- то так: «Мамочка дай мне скорее со шкафа эту куклу, она мне очень нужна». А не достающие слова компенсируются выразительной мимикой и жестами, понятными в данной ситуации.

chto-nuzhno-delat-chtoby-rebenok-bystree-zagovoril-450x299

Все это случается потому, что дети обобщают многие слова по признакам, совершенно неведомым взрослым. Например «тяпа» может означать носки, колготки, валенки, потому что все это одевается на ногу и ассоциируется у крохи с тапочками (тяпа), а словом «папа» могут называться все вещи, принадлежащие папе, это и портфель, и шапка и очки; а курточка, ведерко с совком и входная дверь «гуля», так как напоминает малышу о прогулке.

Многие родители, не зная, что нужно делать, чтобы ребенок быстрее заговорил, пытаются дать малышу как можно больше, так называемых, словесных образцов: скажи «часы», скажи «ложка»… Но на самом деле, игра в «скажи – скажи» не является эффективным методом развития речи, так как ребенок, хотя часто и воспроизводит эти слова достаточно хорошо (радуя родителей своими необыкновенными способностями), но самостоятельно нигде не применяет их.

Чтобы помочь малышу заговорить необходимо проводить с ним занятия, направленные именно на включение речи ребенка в его действия, общение со взрослым и восприятие разнообразных впечатлений. Приведем несколько примеров:

Совместное рассматривание предметов

Нужно вместе с ребенком наблюдать за каким – нибудь объектом (живым или игрушечным). Взрослый выразительно рассказывает о том, на что смотрит малыш. «Смотри какая машинка, у нее крутятся колесики и открываются дверцы». Чтобы впечатление у ребенка было ярче, нужно демонстрировать и давать малышу самому потрогать то, о чем идет речь в данный момент. Это способствует закреплению более яркого и отчетливого образа предмета в сознании у ребенка.

Чтение стихов и частушек

После того, как взрослый многократно читал одни и те же стихи, малыш запоминает их, и можно делать в конце каждой строки паузу, побуждая ребенка договаривать недостающие слова, например: «Я люблю свою… лошадку», «Уронили мишку на пол, оторвали мишке… лапу». Такая игра очень нравится детям, под настроение, конечно.

Знакомство с новым действием

Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании с уже знакомыми словами. Например слово «клевать». «Коля кушает, а курочка клюет, и воробышек клюет, все птички клюют. Вот как они клюют». Здесь следует смотреть на картинку, чтобы новое слово было привязано к своему значению. Благодаря тому, что урок подается в форме игры, малыш лучше запомнит и поймет значение слов.

Рассматривание картинок

Взрослый и ребенок вместе рассматривают картинки со знакомыми персонажами и ситуациями. «Это кто?», «Что он делает?», «Покажи солнышко», «А где птичка?»… А малыш должен показывать и отвечать. Деткам на третьем году жизни задают вопросы потруднее: «Куда пошла девочка?», « Где сидит собачка?», «Почему мальчик плачет?»…

Поручения

Когда у ребенка есть настроение, можно давать ему какие-то поручения, сложность которых зависит от возраста малыша, постепенно усложняя задачу. Например годовалого кроху можно попросить принести игрушку, только лежащую недалеко и на виду. Инструкцию желательно повторять, так как малышу это сложно В два года ребенок может принести уже два предмета, находящиеся в стороне. А трехлетнему придумать что- нибудь еще сложнее.

Это лишь некоторые приемы того, что нужно делать, чтобы ребенок быстрее заговорил. Все зависит от Вашей фантазии, но главное, чтобы такие занятия приносили ребенку радость. По времени эти занятия должны быть всего лишь 3-5 минут, дольше не надо, только заставлять ребенка делать то, что он не может или не хочет нельзя ни в коем случае!

Оставайтесь на сайте